По Северу Таджикистана. Истаравшан, Пенджикент

Утром, проснулись в уютном хостели Худжанда. Сегодня мы планировали не торопясь прокатиться до Пенджикента, сделать остановку в древнем городе Истаравшан, полюбоваться природой долины Зарафшан и ощутить прилив адреналина спускаясь с Шахристанского перевала. И вдруг, мальчик на ресепшене, спрашивает нас, не хотим ли мы посмотреть в прямом эфире бой Хабиба и Конора Макгрегора, который будет через час. Что за вопрос, конечно хотим! Сдвинув планы на два часа, сели смотреть. Исход боя все знают, пересказывать не буду. Пока смотрели, было слышно как в соседних кафе Таджикский народ болеет и переживает за Хабиба. После завершения, народ хлынул на улицы и очень возбужденно обсуждал бой и инцидент произошедший после.Нас еще несколько дней спрашивали, и в Таджикистане, и в Узбекистане, видели ли мы бой, и говорили, что они болеют за Хабиба. И вообще, всегда за Российских спортсменов. Не скрою, было очень приятно!Вернусь к нашему путешествию. Выехали мы с задержкой на два часа. До Пенджикента, где мы должны были остаться на ночь, около 260 км. Дорога хорошая, но сильно не разгонишься, стоят знаки и много машин. Дорога платная, об этом здесь. Древний город Истаравшан встретил нас туманом и накрапывающим дождиком. Пришлось достать курточки. Истаравшан считается одним из самых древних городов Средней Азии ему более 2500 лет. До конца 2000 года город назывался Ура-Тюбе.Когда заезжаешь в город из Худжанда на горе Муг слева, видна монументальная парадная арка построена на месте древней крепости VII-VIII веков. Сейчас внутри арки внутри находится зал с обширной археологической экспозицией. В этой экспозиции представлены коллекции Историко-краеведческого музея по археологии этой древней крепости.

Музей замка Муг
Вид на город с горы Муг

В этом месте большое скопление местных туристов. Встретились так же китайцы и корейцы. Из России были только мы. Местные жители услышав русскую речь подходили к нам спросить от куда мы, какая сейчас у нас погода, и просто сказать «Добро пожаловать». Без обеда ни как нельзя:)))

Подкрепившись, отправились к мечете-медресе «Кок-Кумбаз». Название переводится как «Голубой купол», его видно с горы Муг. «Кок-Кумбаз» была построена еще в 5 веке. Мечеть была серьёзно повреждена русской армией при штурме Ура-Тюбе и отреставрирована 10 лет спустя, в 1876 году. В 1897 и 1902 годах она вновь была порушена — на этот раз землетрясениями, перестраивалась в начале ХХ века, а окончательно приобрела нынешний облик после реставрации в 1950-е годы. Снаружи мечеть-медресе выглядит запущенной. Внутрь нам попасть не удалось, висел замок. Туристов здесь нет, только местные жители и мы.

Когда мы подъехали к «Кок-Кумбаз», вокруг бегало много ребятишек и мы вызвали у них большой интерес. Они ходили за нами попятам, трогали и угощали семечками.

Очень интересно прогуляться по извилистым улочкам возле мечети. Мне показалось, что стены домов из глины и сена. А большинство окон и ворот ярко раскрашены, в основном в синий цвет.

На этом изучение Истаравшана мы решили закончить и двинулись дальше в сторону Туркестанского хребта, через перевал Шахристан.

Виды с перевала просто завораживают. Его высота 3378 м. Основная дорога проходит нижн через Шахристанский тоннель, который строили китайцы и сдали в 2012 г. Протяженность тоннеля около 5253 м. и это самый длинный тоннель на постсоветском пространстве.

По началу, из Истаравшана дорога была затянута туманом и видами нам полюбоваться не удалось. Но после Шахристанского тоннеля, туман рассеялся и хлынул в кровь адреналин. Извилистый серпантин резко пошел вниз. Справа обрыв, слева гора. Дорога с перевала спускается вдоль реки Хушикат в долину Зерафшана. Спустившись в долину дорога идет через живописный кишлаки, домики которых ютятся на склонах гор. Мы въехали в Айнинский район.

По берегам реки Заравшан, текущей в ущелье, высятся монументальные перистые скалы.

В столице этого района селе Айни, дорога раздваивается. Прямо она идет в Душанбе, а направо в Пенджикент, нам туда.Повернув в нужную нам сторону остановились в соседней деревушке, в которой вдоль дороги продают, как узнали позже в Пенджикенте от местных жителей, самые экологически чистые сухофрукты. Именно здесь таджики и узбеки предпочитают их покупать.

Смеркалось. Под небольшим дождем мы продолжали двигаться в место нашей ночевки. Впереди нас ждал еще один город с древнейшей историей ( первое упоминание которого, только призадумайтесь, было в 5 веке до н.э.) — Пенджикент.